Рано или поздно, но все родители должны вводить дополнительное питание своему малышу, помимо грудного молока или смеси. Это дополнение к молоку называется прикормом.
Когда вводить прикорм
Всемирная организация здравоохранения и многие педиатры считают, что начинать вводить прикорм надо не раньше шести месяцев. К этому времени пищеварительная система готова потихоньку воспринимать другую еду, кроме молока.
Кроме того, существует ряд признаков, позволяющих понять, что ребёнок может и хочет принимать дополнительное питание:
- ребёнок интересуется «взрослой» едой и хочет её попробовать;
- не выталкивает языком ложку с водой;
- не наедается молоком из двух грудей (или смесью), капризничает, требуя ещё;
- вес ребёнка (примерно в 2 раза больше, чем при рождении);
- уже появились первые молочные зубы;
- ребёнок может сидеть в высоком стульчике.
Раннее введение прикорма может привести к серьёзным заболеваниям пищеварительной системы, которое потребует длительного лечения. Возможно повышение температуры, рвота, вздутие живота, колики и другие боли в животе ребёнка, поэтому спешить с этим не стоит. Шесть — восемь месяцев — идеальное время введения прикорма.
С чего начинать
Лучше всего начинать вводить прикорм в такой последовательности:
- Овощное гипоаллергенное пюре (брокколи, цветная капуста, кабачок, картофель). Не стоит давать бобовые, белокачанную капусту, огурцы.
- Каши (гречневая, рисовая, кукурузная). А также яичный желток. Растительное масло.
- Фрукты (зелёные яблоки, груши) и яичный белок.
- Творог, кефир, кисломолочные продукты (с 8 месяцев).
- Фруктовый сок.
- Мясо (курица, индейка, кролик, телятина).
- Рыба (треска, лосось и другая морская), затем речная рыба.
Как вводить прикорм
- Начинать давать продукт надо с половинки чайной ложки. Можно купить набор детской посуды с маленькими ложечками и даже вилочками.
- Лучше давать еду в первой половине дня. Так проще будет увидеть реакцию организма малыша и принять меры.
- Еда должна быть тёплой. Всегда надо пробовать еду перед тем, как дать её крохе.
- Если нет аллергии, постепенно увеличивать дозировку, доводя до 100 грамм в день. Только после этого начинать вводить следующий продукт.
- Если малыш категорически отказывается от данной еды, не стоит сильно настаивать. Лучше подождать день-два и попробовать опять или дать что-то другое, а через некоторое время вернуться.
- Только после того как введены продукты по отдельности (моно-пюре), их можно совмещать (например, брокколи с курицей).
- После прикорма хорошо дать малышу грудного молока. Вещества, содержащиеся в нём, помогут лучшему перевариванию пищи.
Общее правило: один продукт в 7 — 10 дней.
Как приготовить
Пюре для прикорма можно готовить самим, используя свежие или замороженные овощи. Их следует сварить или приготовить на пару, а потом измельчить блендером до нужного состояния.
А можно купить готовое пюре в баночках. Главное, смотреть на сроки годности, производителя, условия хранения. В составе не должно быть соли, крахмала, сахара и других специй. Идеальный состав монопюре — это вода и овощ (или фрукт, или мясо, или рыба).
Самые известные марки детского питания: Фрутоняня, Бабушкино лукошко, Gerber, Hipp, Heinz.
Педагогический прикорм
Отличительной особенностью педагогического прикорма является желание самого ребёнка взять со «взрослого» стола еду и попробовать на вкус. Конечно, это не может быть нечто жареное или маринованное. Это должна быть здоровая пища: фрукты, овощи, каши, супы, паровые котлетки, пюре из картофеля, тыквы, репы, компоты, морсы и прочее в том же духе. Малыш видит, что ест мама и папа, и, подражая им, тянется ручкой к еде и тянет её в ротик.
Использовать педприкорм возможно при естественном грудном вскармливании, не по часам. Тогда малыш сможет «доесть» и «допить», когда он захочет, а не когда придёт время.
Как происходит педагогический прикорм
Допустим, мама приготовила себе на завтрак овсяную кашу, яблоко, яйцо, компот. Взяла малыша и посадила к себе на колени. Дала маленькую ложку. Сначала малыш интересуется только ложкой: вертит, стучит, берёт в ротик. Мама начинает кушать. Если кроха начинает лезть к маме в тарелку, пытается ухватить руками или ложкой кусочек, то мама даёт ему крошечный кусочек. Видно, что у ребёнка есть интерес к данной еде. Но много давать нельзя, даже если просит. На следующие дни понемногу дозировка увеличивается.
Больше трёх разных продуктов давать не стоит. В течение дня маме надо наблюдать за реакцией организма малыша. Если какие-либо недомогания: понос, запор, боль в животе, сыпь — не давайте ничего, пока не пройдёт.
Если ребёнок продолжает играть с ложкой, а на еду не обращает внимание, значит пока рано вводить прикорм. Нужно подождать неделю — две и повторить опыт.
Будет ли родитель кормить своего кроху едой собственного приготовления или промышленного, не столь важно. Важнее присматриваться к реакции организма малютки и прислушиваться к своему голосу разума, не забывая консультироваться по всем вопросам с педиатром, наблюдающим ребёнка с рождения.